Молодая учительница снова пришла с работы сама не своя, легла на диван, вытянула ноги, и простонала:
— О, как я устала… Какая же я была дурочка, что согласилась работать в этой школе…
— Стоп-стоп-стоп! — тут же возмущённо раздалось из соседней комнаты, и оттуда появилась её бабушка Лариса Львовна. — Ты о чем сейчас говоришь, Танечка? Работать в школе — это великое призвание! Тем более, преподавать химию. Я, как доктор наук, утверждаю, что химия — это главная наука в мире!
— Ой, бабуля, ну, хватит… — заныла, как маленькая, Таня. — Я понимаю, что химия для тебя — это всё… Но для меня она теперь – настоящая пытка.
— А что такое? — Бабушка застыла в патетической позе. — Неужели ты жалеешь, что пошла по моим стопам?
— Я не жалею, бабуля. Но то, что я согласилась вести химию в старших классах — это моя фатальная ошибка! Ты знаешь, какие там есть ученики? Настоящие идиоты!
— Таня! — строго воскликнула пожилая женщина. — Не смей так говорить о наших детях!
— Бабуля, если бы ты с ними немного пообщалась, ты обозвала бы их другими словами, которые похлеще! Особенно, Гаврилова. Он сам не учится, и другим не даёт. Одну девочку постоянно доводит до слез, а я ничего не могу с ним сделать!
— Он отличницу доводит? – почему-то поинтересовалась бабуля.
— Нет. Хорошистку. Как мне с ними бороться, ума не приложу. Я его даже припугнула полицией, а он теперь надо мной издевается. Вообще, никого не боится. У нас скоро будет урок «Беседа о главном», и я хочу попросить директора пригласить к нам на этот урок какого-нибудь прокурора.
— Зачем?
— Чтобы он этому хулигану объяснил, к чему иногда приводит девиантное поведение.
— А знаешь что, Танечка, — бабушка вдруг оживилась, — давай этот урок проведу я. Ты попроси, пожалуйста, директора, чтобы меня пригласили.
— Тебя? — растерялась молодая учительница. — И о чем ты будешь с моими учениками говорить?
— О химии.
— Ну, бабуля! Ну, о чем ты?! — поморщилась внучка. — Им моя химия надоела, а ты со своей к ним придёшь!
— А у меня тема будет называться «Любовь и химия».
— Какая ещё любовь?
— Человеческая. Да ты не переживай. Скажи директору, что я у тебя доктор наук, директор института, заведующий химической лабораторией. В общем, перечисли все мои регалии, и мою кандидатуру сразу утвердят. И я твоего балбеса Гаврилова попробую убедить, что он не прав.
— А если он не поймёт?
— Этого не может быть, — усмехнулась женщина. — Я ведь — химик. А любой химик женского рода, это — почти колдунья. Я его заколдую.
Таня невесело усмехнулась этой старой бабушкиной шутке, и нехотя кивнула головой.
— Ладно, я попробую с директором поговорить.
Уже через неделю Лариса Львовна, волнуясь, вошла в школьный кабинет химии. Когда-то, давным-давно, она здесь начинал свой трудовой путь, и, тоже, учителем химии.
Класс встретил её равнодушными взглядами. Было видно, что Лариса Львовна с первого взгляда их совсем не впечатлила.
— Здравствуйте, дети, — поздоровалась с ними пожилая женщина. Ученики встали, она им улыбнулась, и весело добавила: — Ах, как это мило! Оказывается, за эти почти пятьдесят лет, как меня не было в этой школе, в ней ничего не изменилось. Те же лица, и та же скука в глазах. А ещё мне сказали, в классе есть непоседливый двоечник по фамилии Гаврилов. Кто это?
— Ну, я это… — нагло ответил Гаврилов.
Лариса Львовна внимательно посмотрела на Гаврилова.
— Да, Федя, да, — через паузу, сказала она. — Ты точно такой же, какими были хулиганы тогда, пятьдесят лет назад. Все могут садиться. И мы начнём с вами беседу о любви.
— О любви? — тут же зашептали дети, и их глаза мгновенно изменились. – Неужели о любви…
— Да, о любви, — ещё раз торжественно повторила Лариса Львовна. — И о химии. Вы, наверное, в курсе, дети, что человеческий организм — это ходячая химическая лаборатория?
В классе немедленно послышались смешки.
— Неужели, вам об этом не говорили? – сделала удивлённое лицо Лариса Львовна. — Вот, например, посмотрите на Гаврилова. Ведь это, не просто, тело с руками, ногами, и головой. Это ещё и огромная пробирка, в которой постоянно взаимодействуют между собой огромное количество химических элементов, кислот и прочей чепухи. Но, судя по кислому взгляду Гаврилова, кислот в нём больше всего.
В классе захохотали.
— А чего вы сразу ко мне прицепились? — воскликнул недовольно Гаврилов. – Гаврилов, да Гаврилов… Других, что ли, здесь нет?
— Но ты же самый заметный в классе, — опять заулыбалась доктор наук. — Ты ведь знаешь, дорогой Федя, что чем заметнее человек, тем он больше привлекает к себе внимания. Так вот, давайте оттолкнемся от химии и вернёмся к любви. Кто-нибудь из вас уже знает, что такое любовь?
Класс ответил тишиной.
— Ну, да, вы, конечно же, стесняетесь признаваться, что вы уже в кого-то были влюблены. Ведь любовь, это такое чувство, которое возникает вдруг и из неоткуда. А почему это чувство возникает? Вы не задумывались?
Класс опять промолчал, и доктор наук продолжила свою мысль.
— А потому что любовь — это тоже химическая реакция. Отчего она происходит, спросите вы? Всё очень просто. Вы же знаете, что если бросать в пробирку с кислотой различные химические элементы, то все они будут по-разному взаимодействовать с этой кислотой. Что-то полностью раствориться, что-то выпадет в осадок, а что-то…
— Взорвётся! — весело воскликнул какой-то старшеклассник.
— Правильно, — кивнула ему Лариса Львовна. — Взорвётся. Умница. Подрывником будешь. Так вот, любовь, это и есть – самый настоящий взрыв! И случиться он может от случайного взгляда, от запаха, от прикосновения. Предположим, что наш Гаврилов вдруг случайно дотронулся до какой-то девочки…
— А чего опять я-то? — воскликнул испуганно Гаврилов.
— Потому что ты самый смелый, — улыбнулась ему Лариса Львовна. — Ты ведь никого не боишься, правильно? И тебе ничего не стоит толкнуть не только девочку, но и мальчика. И вот ты, толкнул одну девочку, она сердито посмотрела на тебя, и, вдруг, твой организм отреагировал на этот взгляд странным образом. Внутри него произошёл взрыв, который начал выделять много тепла. От того тепла тебе стало очень жарко. И ты почувствовал, что этот жар, оказывается, удивительно приятно греет твоё сердце. И теперь тебе хочется, чтобы с каждым днём сердцу становилось всё жарче и жарче. Но любая химическая реакция когда-нибудь начинает ослабевать. А твой организм жаждет, чтобы этот волшебный жар в сердце не остывал. И что же тогда нам делать, Гаврилов? Но твой умный организм находит самый простой способ. Нужно, чтобы эта девочка снова гневно посмотрела на тебя. И не один раз, а много раз. И ты начинаешь неосознанно, но специально, всячески доводить эту девочку. И вот ты снова видишь этот долгожданный гневный взгляд. И жар в твоём сердце снова начинает кипеть, с удвоенной силой. Этот жар и есть – самая настоящая любовь. Так что, извини, Гаврилов, что я выбрала тебя в виде примера. Но мне кажется, что ты — самый удачный экземпляр.
В классе красноречиво захихикали.
Гаврилов неожиданно покраснел, вскочил с места, и почти выбежал из класса. Лариса Львовна весело проводила его взглядом, и мечтательно вздохнула.
— Ах, юность, юность… Запомните, дети, любовь, это — самое прекрасное чувство на свете. И чтобы продлить её очарование, не обязательно доводить друг друга до слез. Раньше, в наше время, влюблённые мальчики носили за девочками портфели, и провожали их до дома. И совсем не стеснялись этого. Надеюсь, у вас такие джентльмены ещё сохранились?..
Через пару дней после этого урока, Таня вернулась из школы весёлая, и бросилась обнимать бабушку.
— Бабуля, ты у меня, и правда, волшебница! Представляешь, Гаврилов уже два дня ходит тихий-тихий. А в сторону девочки, которую он доводил, он теперь боится смотреть.
— А что она? – опять оживилась Лариса Львовна. — Как она себя ведёт по отношению к нему?
— Я сегодня заметила, что она ему — улыбается, — засмеялась Таня. — Чудеса какие-то…
— Какие ещё чудеса? — пожала плечами бабушка. – Это всё — чистой воды химия. И потому, я ещё раз тебе говорю, девочка моя, химия — важнейшая из наук. Запомни это на всю жизнь.
Лариса Львовна сказала это, и они, одновременно с внучкой, захохотали.
Автор: А.Анисимов







